Как настраивают духовые инструменты?


0

Настраивают арфу чистыми квинтами, но при желании ее можно настроить по роялю. Один из планов настройки арфы может быть таким [41]: тон ля третьей октавы, соответствующий ля1 на фортепианной клавиатуре, настраивается по камертону с частотой 440 Гц при положении педали Ля на первой «зарубке». Остальные тоны настраивают последовательностью интервалов: октава вниз — ля, квинта вверх — ми, еще квинта вверх — си, октава вниз — си; последний тон си перестраивается с помощью педали на си-бемоль, от которого берется квинта вверх — фа, еще квинта вверх — до, октава вниз — до, квинта вверх — соль, еще квинта вверх — ре, октава вниз — ре. Последним интервалом настраивается тон ре, который надо проверить по ранее настроенному тону ля. Все квинты и октавы настраивают чисто, и если в процессе настройки не было ошибок, последний интервал также должен получиться чистым, без биений. Это схематично выглядит так: От настроенной области интервалами в октаву и квинту настраивают струны нижнего и верхнего регистров. Контроль настройки арфы осуществляется в принципе так же, как и контроль настройки фортепиано: последовательностями одноименных интервалов — октав, квинт, больших терций, двойных октав, децим.
Точность строя и настройка духовых инструментов.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на музыкально-акустические свойства духового инструмента. Под такими свойствами для духовых инструментов следует прежде всего понимать точность строя, качество звука (тембр) и легкость звукоизвлечения. Весомость или значимость данных свойств у разных инструментов различна, но для духовых инструментов главный интерес представляет именно точность строя. Безукоризненная настройка — вот что требуется от высококачественного духового инструмента. Если для других видов музыкальных инструментов легко осуществить настройку каждого отдельного тона независимо от других тонов, то в настройке духовых инструментов, точность строя которых заложена конструкцией (а именно характером изменения диаметра поперечного сечения по длине трубки), последующая корректировка возможна только в ограниченной степени, а независимая настройка отдельного тона, не затрагивающая другие тона, вообще невозможна. Эта взаимозависимость настройки отдельных тонов и трудность ее корректировки проясняют то значение, которое настройка, точность строя духового инструмента имеют для музыканта. Точность строя или точность настройки для разных групп музыкальных инструментов определяются по-разному. Показатели точности строя выбираются в зависимости от вида строя, в котором настраивается инструмент (чистый или равномерно-темперированный), мелодического или гармонического склада звучания (одноголосный или многоголосный), характера и степени негармоничности обертонов (степени растянутости настройки). Не вдаваясь в детальные доказательства, будем считать точностью строя духовых инструментов степень соответствия частот основных тонов частотам равномерно-темперированного строя. (Заметим, что в таком определении точности строя оно непригодно для инструментов с многоголосным звучанием и растянутой настройкой, как, например, у фортепиано). При измерении частоты тонов, извлекаемых музыкантом на духовом инструменте, возникает специфическая трудность: частота тона зависит не только от инструмента, но также и от исполнителя, от техники последнего. Опытный музыкант в соответствии со своей многолетней практикой привыкает корректировать отдельные тона по высоте, если они звучат неправильно. Музыкант стремится играть правильно на любом инструменте, даже с плохим по точности звукорядом. Но, кроме того, привыкнув к своему инструменту, в котором он компенсирует исполнительской техникой погрешности строя, на «чужом» инструменте исполнитель рефлекторно, по привычке, делает такую же корректировку, не давая себе отчета в том, что при такой корректировке он может дать неверную настройку инструмента. В идеальном случае музыкант должен без кооректировки выдавать такие звуки, частоты которых зависят только от инструмента. Это требование, однако, невыполнимо даже для квалифицированного музыканта, и повторяемость результатов измерений при подобном методе определения точности строя низка. Так, отклонение частоты отдельных тонов при игре одного музыканта на одном и том же инструменте в разные дни колеблется между 5 и 35 центами. Если же на одном и том же инструменте играют разные исполнители, то разброс тонов по частоте достигает еще больших величин: от 25 до 60 центов. Можно усреднить результаты измерений, полученных с различными музыкантами, и тогда усредненная кривая настройки по закону больших чисел может считаться оптимальным представлением строя проверяемого инструмента. Кривая настройки, полученная подобным образом, имеет хорошую воспроизводимость, то есть она повторяется при измерении с другой достаточно большой группой музыкантов. Усредненная кривая настройки позволяет объективно выявлять недостатки строя духового инструмента. Эти недостатки проявляются в виде значительных отклонений частоты тонов натуральных звукорядов инструмента. Например, у оркестровой трубы может быть завышение 6, 8, 9-го натуральных тонов и занижение 3-го, у валторны иногда чрезмерно занижены 5-й и 10-й тона. Музыканты отмечают также неправильность ширины самого нижнего извлекаемого интервала. Так, у тубы нижний интервал несколько уже, а у трубы, например, несколько шире номинальных значений. В качестве примера приведем взятые из работы [42] результаты измерений частоты шести натуральных звуков тромбона: 41; 115; 175; 236; 299; 361 Гц. Если выразить соотношения частот соседних тонов, то нетрудно убедиться, что эти соотношения не являются точно кратными отношениями интервалов чистого строя: 1:2,8; 2:3,04; 3:4,05; 4:5,06. Особенно сильно нарушено отношение в нижнем интервале между первым и вторым натуральными звуками, которые значительно шире октавы (1:2). Остальные интервалы хотя и не имеют таких больших отклонений, но все же они отличаются в той или иной степени от гармонических соотношений. Во всех духовых инструментах наблюдаются большие или меньшие отклонения интервальных соотношений от гармонических кратных соотношений. В чем причины нарушений гармонических натуральных звуков и вообще отклонений гармонического звукоряда от шкалы равномерно-темперированных частот? Существует группа факторов конструктивного порядка, от которых зависит частота натуральных звуков: акустический тип трубки, длина и диаметр основного канала, т. е. мензура, длина и диаметр дополнительных трубок в медных инструментах и диаметр и положение отверстий в деревянных инструментах, физико-механические характеристики мундштука и трости. Правильность или неправильность выбора конструктивных параметров в конечном счете сказывается на степени акустической согласованности разных частей музыкального инструмента между собой. Очевидно, что существуют еще, по крайней мере, две группы самостоятельных факторов, которые влияют на частоту тонов. Это вторая группа факторов, связанная с качеством изготовления инструментов, включающая, например, гладкость (или неровность) внутренних стенок канала трубок, плавность перехода сечений от одной части трубки к другой, качество обработки боковых отверстий, герметичность голосовой машинки и т. п. Третья группа связана с факторами, отражающими влияние самого музыканта (характеристики его амбушюра, носоглотки, легких и т. д.), температуры инструмента и проч. Рассмотрим влияние отдельных факторов на точность строя духового инструмента. Факторы, зависящие от конструкции, естественно, будут различными для деревянных и медных инструментов.

Добавлен ответ
Напишите свой ответ.